Основополагающими свойствами информации являются ее целостность, конфиденциальность и доступность. Фантастическая доступность информации – главное преимущество Интернета, обеспечивающего возможность видеть любые данные из любой точки земного шара.
Однако порой даже самая доступная информация иногда оказывается недоягаема. Так, издание TG Daily пишет, что ученые Вашингтонского университета обнаружили в Интернете пространства, в которых информация исчезает бесследно. Такие точки были названы «черными дырами».
На первый взгляд это кажется забавным: любой отказ сервера можно было бы назвать «черной дырой» и исследовать очевидные вещи как нечто из области космической фантастики. В действительности, отказы серверов – это явления другого порядка, ведь в этом случае к недоступным интернет-ресурсам подключиться в принципе невозможно, из какой точки Сети бы это не происходило. Ученых же интересовали только случаи, когда к ресурсам есть доступ из одной точки, но нет из другой.
Куда исчезают данные?
Если информация в Интернете является открытой, т.е. отсутствуют искусственные препятствия (такие как NAT — Network Address Translation — запрещающий доступ извне к внутренней сети), и если корректен физический путь от одного адреса к другому, между ними должен быть и BGP-путь, благодаря которому трафик достигнет своей цели. Однако бывает, что трафик уходит «в никуда». Например, пользователь пытается авторизоваться на сайте, но не может, как будто выключен или сломан сервер, в то время как сервер функционирует исправно.
«Хаббл» интернет-пространства
Для того, чтобы исследовать подобные явления, была разработана система «Хаббл», запущенная 17 сентября 2007 года и к настоящему времени обнаружившая около 900 «черных дыр», к которым в то или иное время был затруднен доступ пользователей. На основании этого был сделан вывод, что около 7% Сети иногда бывает недоступно.
В принципе прототипом системы Хаббл является любая распределенная система мониторинга, существующая во многих странах и у многих интернет-провайдеров. Петр Паламарчук, автор проекта «Хостинг обзор», отмечает, что в истории было много проектов подобных систем, и заявленная исследователями сотня серверов, посылающих запросы с 15-минутными интервалами – вполне обыденные исследовательские машины. Так, в России какое-то время существовал любительский проект uptime.ru (uptime.ru), количество чеккеров которого находилось примерно на том же уровне.
Почему этих черных дыр так мало в России?
Больше всего «черных дыр» было зафиксировано на восточном побережье США и в Западной Европе. Немало их и в Австралии, Южной Америке, Китае. На территории же России их оказалось совсем немного.
«У России уникальное положение — нас не тяготит груз технологического прошлого. Мы имеем замечательную возможность, созданную, как ни парадоксально это звучит, 10-15-летним провалом в развитии, и теперь позволяющую нам использовать самые новые мировые наработки. У нас нет необходимости отказываться от собственных старых наработок, тратить средства на реконструкцию и латание прорех – мы сразу строим новое», — отмечает Петр Паламарчук.
Максимальное количество «черных дыр» наблюдается как раз там, где начиналась история Глобальной Сети – в Калифорнии, в Силиконовой долине. Может быть, кажущаяся вначале фантастической ситуация с «черными дырами» имеет вполне прозаическую причину изношенности сетевой инфраструктуры, и достаточно лишь наложить карту этих дыр на хронологическую карту развития Сети?
«Зафиксированное время существования «черной дыры»-долгожительницы – 39 часов. Несложные арифметические расчеты показывают, что доступность какого-то ресурса из-за этого самого крупномасштабного зла упала до уровня 99, 59%. Более приземленные и понятные причины роняют этот показатель намного ниже. Вот если победим уже известные проблемы с доступностью сетевых ресурсов, тогда, может, и черные дыры нам будут досаждать», — прокомментировал Петр Паламарчук.
Источник: TelNews.ru
Еще в 2003 году украинская команда инженеров (они даже образовали специальный комитет — OKSword) предсказала и этот и еще некоторые феномены в сети (они еще не диагностированы, но, скорее всего, уже присутствуют). Для противодействия этим «нештатным» (как они их назвали, — чувствуется школа «оборонки») явлениям, украинская группа еще тогда призывала службы поддержки и обеспечения сети — организовать ее непрерывный и специальный мониторинг. Некоторые «горячие» требования к такому сканированию сети были выдвинуты ими еще в 2003-тьем!