Возвращение золотой Бричмуллы. Авторы знаменитой песни выступят с концертом в Узбекистане
Ирина Ильина (Москва) выложено на Фергане-ру. Копирую полностью по известным причинам 🙂
Первое впечатление об Узбекистане для многих людей начинается задолго до поездки, с известной песни Сергея Никитина на стихи Дмитрия Сухарева «Бричмулла».
Что же говорить о самих узбекистанцах, особенно горных туристах, альпинистах, да и просто «матрасниках» — любителей дойти с рюкзаком до первой же горной речки и, расположившись в тени деревьев, бренчать на гитаре знакомые строчки. Лет двадцать назад к приверженцам такого досуга можно было отнести чуть ли не половину «европейского» населения республики. Сегодня в Узбекистане в моде дорогой и престижный отдых. Но «Бричмуллу» знают, помнят и любят. Поэтому когда на Fromuz.com появилось сообщение о предстоящих выступлениях авторов «Бричмуллы» в Узбекистане, оно сразу вызвало повышенный интерес. Мы связались с автором темы Викторией Роттердамской и попросили рассказать о предстоящем событии.
Ирина Ильина: — Скажите, пожалуйста, по чьей инициативе организуются концерты?
В.Роттердамская: — По моей скромной инициативе. Я немного помогаю Сергею Никитину и Дмитрию Сухареву в работе над сайтами и обработке видео- и аудиоматериалов. Год назад я предложила им идею поездки в Бричмуллу. Дело в том, что, исполняя эту песню, Сергей Яковлевич всегда сообщает, что, к сожалению, ни композитор (Никитин), ни поэт (Сухарев) в самой Бричмулле не были ни разу. А народ приезжает оттуда и радостно сообщает, что вот, дескать, побывали в той самой вашей золотой Бричмулле. А тамошние люди еще и водят экскурсии по мотивам песни «Бричмулла», и в письмах спрашивают у автора: «Дмитрий Антонович, а на каком берегу стояла чинара? На правом или на левом? Мы все должны точно знать!»
Конечно же, Дмитрий Антонович бывал в Чимганских горах, но это было очень и очень давно, до того как возникло Чарвакское водохранилище. Дмитрий Антонович Сухарев родился в Ташкенте, у него глубокие ташкентские корни. Как раз сейчас он закончил писать свою «Ташкентскую сагу», документальную повесть о своих ташкентских предках и о замечательных людях, с которыми их сводила судьба в Узбекистане. Повесть уже выложена на сайте Дмитрия Антоновича, большой раздел «Ташкентской саги» посвящен Бричмулле.
Ирина Ильина: — Кто вел переговоры об организации концертов?
В.Роттердамская: — Тоже я. Друзья в Ташкенте помогли мне выйти на замечательного человека – президента Клуба авторской песни «Арча», автора-исполнителя Тимура Валитова. В тесном контакте с Тимуром и его ташкентской командой мы сейчас и организуем нашим гостям достойную встречу.
Ирина Ильина: — Бардовская песня всегда была популярна в Узбекистане. Почему для проведения концерта были выбраны именно Никитин и Сухарев?
В.Роттердамская: — Потому что мне пришла в голову идея, что будет очень символично, если песня Бричмулла будет хоть раз исполнена в самой Бричмулле и всеми авторами. К сожалению, Татьяна Никитина приехать в этот раз не сможет. Но поэт и композитор, а это ведь самое главное, – будут. 20 сентября в Бричмулле состоится встреча с общественностью и небольшой концерт с исполнением любимой песни. Вполне возможно, что мы услышим ее не только на родном языке. Многие, наверное, знают, что русская бардовская песня очень популярна в Израиле, где ее поют как по-русски, так и на иврите. Так вот, совсем недавно вторую жизнь там обрела и наша «Бричмулла», ее перевел и спел на иврите поэт и бард Зеэв Гейзель.
Д.Сухарев и С.Никитин.
Ирина Ильина: — Где еще будут выступать Никитин и Сухарев?В.Роттердамская: — Концерты запланированы в Ташкенте и Самарканде. Концертной площадкой в Ташкенте будет Театр оперетты. Кроме того, запланирован выезд на площадку фестиваля «Осенний аккорд-2007». Выступления начнутся шестнадцатого сентября.Ирина Ильина: — Каково отношение к Ташкенту самих выступающих?
В.Роттердамская: — Самое трепетное! Как я говорила, для Дмитрия Антоновича Сухарева Узбекистан — это Родина, там жили и работали его предки по обеим линиям – материнской (в Ташкенте) и отцовской (в Андижане). Сергей Яковлевич тоже очень нежно относится к Средней Азии, ведь его жена родилась и выросла в Душанбе, у Татьяны Хашимовны и сейчас родственники живут в Душанбе и Самарканде. Иной раз на концертах Сергей Яковлевич в шутку сообщает: «Это единственное место в мире, где я могу собственной жене сказать – пойди и принеси! И все тут же быстро и беспрекословно исполняется». 🙂
А еще у Сергея Яковлевича есть неофициальное звание – «Мастер Художественного Плова». Искусству приготовления настоящего плова обучил Сергея Яковлевича тесть, Хашим Умарович Садыков.
Ирина Ильина: — Виктория, спасибо за интервью и предстоящий праздник.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Подробностями поездки барда и поэта в Бричмуллу и выступлений на фестивале «Осенний аккорд» делится Тимур Валитов, президент Клуба авторской песни «Арча»:
— Встреча с общественностью в селении Бричмулла пройдет при поддержке местной администрации, которая очень бережно относится к людям, прославившим эти древние места. Кроме С.Я.Никитина и Д.А.Сухарева, там планируется еще одно не очень обычное выступление. Это семья из Израиля, старшие члены которой жили в Бричмулле в годы Великой Отечественной войны и навсегда запомнили гостеприимство и сердечность тамошних жителей. Они перевели стихи Сухарева на иврит, так что песня будет звучать на разных языках.
Кроме того, мы пригласили авторов «Бричмуллы» выступить на фестивале «Осенний аккорд», который наш клуб вот уже шестой год проводит в окрестностях Ходжикента, на территории лагеря «Геолог». Фестиваль проводится с целью сохранения и развития авторской и туристической песни, и мы с радостью и гордостью ожидаем встречи с С.Я.Никитиным и Д.А.Сухаревым.
ПОЭТ И КОМПОЗИТОР
Дмитрий Антонович Сухарев (Сахаров) родился 1 ноября 1930 года в Ташкенте. Окончил биофак МГУ (1953). Доктор биологических наук (1973), академик Российской Академии естественных наук (РАЕН).Как ученый, доктор биологических наук Д.А.Сахаров известен трудами в области нейроэтологии – науки об элементарных (клеточных и химических) механизмах поведения. Лауреат премии имени Л.А.Орбели, член редакционных коллегий международных научных журналов, действительный член РАЕН, профессиональных сообществ США и Швеции, почетный член Венгерского физиологического общества.
Стихотворные публикации — с конца 1950-х годов. В 60-х был одним из постоянных авторов журналов «Новый мир» и «Юность», в настоящее время — автор «Знамени» и «Иерусалимского журнала». Первая книга стихов — «Дань» — вышла в 1963 году. Последние книжные публикации — «Холмы» (стихи, 2001, Иерусалим) и «Все свои. Венок сонетов» (проза, 2005, СПб). Д.А.Сахаров является составителем и комментатором книги «Авторская песня. Антология» (Екатеринбург, 2002, 2003). Он удостоен премии «Новой газеты» имени Андрея Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» (2000), государственной премии России по литературе имени Булата Окуджавы (2001), премии Союза писателей Москвы «Венок» (2004).
«ТАШКЕНТСКАЯ САГА» (фрагменты из родословной книги, готовящейся автором для собственных детей):
«Сухарев получился заменой двух букв. Имя не было чужим — мои родители познакомились в Сухаревском тупике. Был такой в старом Ташкенте возле Обуховского сквера, который тоже исчез. Там, в доме общих друзей, Пославских, они и познакомились, дав мне шанс родиться.
Дед, который Сахаров, нашел после армии работу в торговой кампании, а та отправила его в Туркестанский край принимать верблюжьи караваны с товаром. Привез хозяйку, свили гнездо в Андижане, родили пятерых детей. Вечерами под лампой читали вслух Пушкина — дошли и такие рассказы. Между прочим, есть документальное свидетельство, что в Андижане дед основал публичную библиотеку.
По матери мои азиатские корни еще основательней — ее прадед, мой прапрадед был из первых строителей русского Ташкента. То ли архитектор, то ли инженер. Еще недавно его имя оставалось на карте города — Карташевский переулок. Его дочь — моя прабабка работала акушеркой, принимала ташкентский приплод. Мы туркестанские, я тоже там родился…
…В собственном московском детстве я слышал только уважительные слова о народе, среди которого выросли мои родители. Из рассказов складывался образ Благородного Узбека. У него тяпка-кетмень. Какое б ни пекло, Благородный Узбек всегда с кетменем, всегда в труде. На базаре Благородный Узбек не торгуется — зачем торговаться, если он назначил своему товару справедливую цену.
…Идея донорства пропитывала воздух русского Ташкента. Я это чувствовал кожей. Не были мы империей. Империя — это когда метрополия вывозит из колоний больше, чем сама им дает. Например, США потребляют вдвое больше, чем производят, следовательно, многие регионы мира по факту являются колониями США. Но в Советском Союзе «метрополия» (Великая, Малая и Белая Русь) больше давала братским народам, чем брала у них. Делилась — всем. Так что к моменту развода каждая из союзных республик была щедро наделена всем необходимым для автономного плавания — неслабой индустрией, соцветиями вузов, театров и клиник, академией наук, квалифицированным офицерским корпусом, даже национальным кино. А с чего начинали, к примеру, те же киргиз-кайсацкие орды? Чем мог похвастать приют убогого чухонца? Ну, палисадники были у прибалтов на зависть, георгины-пионы, а что еще? Что еще, кто-нибудь может сказать? Дюны? Гроссмейстер Пауль Керес? Провинциальный Чурленис?
Почти уверен, что дореволюционная Россия если и была империей, то иначе, чем это делалось на Западе. Алгеброй не проверял, но на уровне гармонии нахожу немало благозвучия в недавних суждениях автора либерального журнала «Знамя»: «Российская империя, навеки заклейменная неблагодарными отпрысками «тюрьмой народов», дала письменность и государственность десяткам племен, таковых не имевших. Ни татары, ни эсты с ливами, ни грузины с армянами, ни казахи с якутами, ни украинцы, ни белорусы, — никто не сгинул в неряшливом доме этой загульной, тяжелой на руку, подверженной эпилептическим припадкам матери-одиночки. Всех вырастила, всех поставила на ноги. А вот теперь пусть благородная Польша предъявит свои свершения на этот счет. Пусть расскажет, как голубила Украйну с Белоруссией. Пусть европейская Турция покажет своих армян, а европейская Польша — своих евреев. Пусть гордая Грузия вспомнит, как двести лет просилась в состав России — не из любви к русскому царю, а из естественного желания жить, а заодно пусть покажет своих абхазцев. Или такая головоломка: азиатская Россия втихомолку ограничивала выезд евреев, а «родина прав человека» Англия законодательно запретила им въезд (закон 1905 года). Какую из этих двух стран мировое сообщество обвинит в государственном антисемитизме? — Ответ неверный».
Себя автор цитированного текста аттестует так: независимый еврей, гражданин независимой Литвы. Оттуда нынче виднее.
Сергей Яковлевич Никитин родился 8 марта 1944 года в Москве. Окончил физфак МГУ (1968). Биофизик, кандидат физико-математических наук. Работал в Институте органической химии (1971-1980) и Институте биологической физики (1980-1987).Песни начал писать в 1963-м году. Позднее руководил самодеятельным квинтетом физиков, в составе которого пел с женой Татьяной. С 1968-го вместе с супругой Татьяной неоднократно становится лауреатом фестивалей авторской песни. Оба – постоянные члены жюри Грушинского фестиваля. Лауреат Царскосельской художественной премии за 1997 год, заслуженный деятель искусств России (1995).
С 1987 года полностью переключился на творческую деятельность. Заведовал музыкальной частью Театра-студии Олега Табакова, написал музыку к ряду постановок. С 1995 года занимается реализацией собственных проектов. Несколько музыкальных произведений для театра Никитин написал совместно с поэтом Дмитрием Сухаревым, своим близким другом и постоянным соавтором, который выступил автором либретто.
Сергей Никитин насчитывает в своем творческом багаже больше четырехсот песен. Готовит к изданию новый сборник, в который войдут сто пятьдесят последних (предыдущий вышел в 1995 году, вобрав в себя ноты и тексты восьмидесяти пяти композиций).
Татьяна и Сергей Никитины.
Татьяна Никитина, оставив в 1990 году науку, стала заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы, потом — заместителем префекта Центрального округа, а с 1992 по 1994 год работала заместителем министра культуры России (министром тогда был Евгений Сидоров). Устав от сражений на административном фронте, ушла в арт-бизнес. Сегодня ее деятельность во многом по-прежнему связана с отечественной культурой. В частности, она устраивает выставки и организует всевозможную рекламу для российских художников на Западе.Еще одна сфера деятельности Никитиных – то, что можно бы скучно обозвать «работой с детьми», но что в никитинском исполнении всегда превращается в самый настоящий праздник. Вот уже более шестнадцати лет во Дворце творчества детей и юношества на Воробьевых горах ежемесячно проходят так называемые «Никитинские встречи».С.Никитин: «Если человеку с детства показать способ общения с другими людьми, то ему будет просто противно опускаться на более низкий уровень. Каждый гражданин по мере сил просто обязан вложить себя в спасение подрастающего поколения. И для этого не нужно создавать какую-то общественную тусовку или организацию. На «Никитинских встречах» мы показываем детям образцы человеческого общения. Звучит классическая музыка, приходят мои коллеги по цеху авторской песни, поэты, писатели. Все это происходит в форме игры. Дети туда приходят, начиная с трех лет, может быть, многого не понимая, но все чувствуя.
На «Никитинских встречах».
…После тех катаклизмов, которые у нас произошли, буря на поверхность поднимает мусор, пену и так далее. Может создаться впечатление, что сейчас наступил конец света. Но то ценное, то здоровое, что есть в наших людях — это все есть. И тут многое зависит от родителей.…Есть и другое важное дело, которым мы с Татьяной занимаемся уже не первый год, — благотворительность. Опекаем смоленскую областную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Находим российских и американских предпринимателей, которые дают деньги на лечение. Благодаря доверию наших слушателей и зрителей нам, слава богу, удается и находить, и обеспечивать адресное поступление пожертвованных денег. Мы все обязаны помочь детям, которые в беде».Информация о Д.А.Сухареве и С.Я.Никитине предоставлена организаторами концертов в Узбекистане, а также взята с сайтов http://sukharev.lib.ru/, snikitin.ru